Нобелевскую премию присудили за синие светодиоды
7 октября, в день рождения Владимира Путина, в который он, кстати, впервые за 15 лет взял выходной, Нобелевский комитет при Королевской академии наук Швеции опубликовал сообщение о том, кому же присудят Нобелевские премии за этот год. Среди многих областей, в которых она присуждается, присутствует и физика. Кстати, за всю историю премию российские ученые восемь раз получали Нобелевку: начиная с Марии Склодовской-Кюри в 1903 году (которая родилась в Варшаве входившей в Российскую Империю), не забывая таких знаменитостей как Петр Капица, Лев Ландау и Жорез Алферов, заканчивая недавшей (2010) премией за работы в области двухмерного материала графена, которая досталась в том числе и россиянину Констатину Новоселову.
И если прошлогодняя премия присуждена за теоретическую физику, то в этом году Академия отметила вполне прикладную инновацию: светодиоды синего свечения, которые ввела в эксплуатацию японская фирма Nichia Chemicals в самом начале девяностых. Их разработкой занимался Сюдзи Накамура – в настоящее время – Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Остальные два лауреата – Акасаки и Амано независимо трудились над этой же проблемой в Нагойском университете Японии с восьмидесятых годов и к девяносто второму представили диод, излучающий яркий синий свет.
Первые светодиоды (или, что более правильно, светоизлучающие диоды) были изобретены еще в середине прошлого века. Всем они были хорошо, кроме диапазона свечения: он видоизменялся от инфракрасного спектра (как в пультах от телевизора) до красного и зеленого (как в советских радиоприборах). Но ученые никак не могли придумать как же делать синие светодиоды — а этот цвет был ох как важен: именно из комбинации RGB (red-green-blue) можно было создать источник белого цвета. Именно это и открывало путь к созданию всего, что имеет полноцветный плоский экран (от телефона до огромного телевизора), а также всех видов светидльников: от бытовых и автомобильных до светофоров и концертного света.
Достижение же японского трио практическое: они сумели создать качественный, а главное дешевый, синий светодиод. В шестидесятых и семидесятых годах прошлого века сразу несколько научных центров пытались воплотить в жизнь синий диод на основе кристаллов нитрида галлия, но их технологии стоили бешеных денег.
Японские лауреаты тоже опирались на нитрид галлия, но до них никому не удавалось вырастить кристалл достаточно высокого качества. В своей работе лауреаты «шли против признанных истин и не боялись рисковать», сами конструировали оборудование и проводили тысячи экспериментов, отмечает Нобелевский комитет.